Манга и манго — в библиотеке?

В гостях у заведующей библиотекой Надежды Васильевны Смердовой

Манга и манго — в библиотеке?
В гостях у заведующей библиотекой Надежды Васильевны Смердовой
26 ноября отмечается Всемирный день информации. Его учредили в 1994 году с одобрения целого ряда международных структур, близких к ООН. Огромные объемы информации, накопленные целыми поколениями людей, находятся теперь у каждого из нас в кармане — в смартфоне. Но с древних времен, как известно, главными хранителями важных текстовых сведений были библиотеки. Накануне этого несколько странного для нашего информационного века праздника, мы решили посетить самую обычную школьную библиотеку самого обычного поселка на севере Свердловской области. Итак, мы в школе № 24 поселка городского типа Горноуральский. В гостях у заведующей библиотекой Надежды Васильевны Смердовой.

*
— Надежда Васильевна, как часто школьники посещают вашу библиотеку?

— Меньше, чем хотелось бы. Чаще всего идут учащиеся начальной школы. У них есть желание читать, в том числе вне рамок программы, им хочется выбирать книжки. Старшие классы тоже заходят, но литературу берут чаще по обязательной учебной программе.
Как долго ребята у вас засиживаются?

— Если у них есть окно в расписании, то могут просидеть и 40 минут. На переменке забегают. И не только книжки полистать. Например, в шашки могут поиграть, тихонько поболтать друг с другом.
Как долго ребята у вас засиживаются?

— Если у них есть окно в расписании, то могут просидеть и 40 минут. На переменке забегают. И не только книжки полистать. Например, в шашки могут поиграть, тихонько поболтать друг с другом.
Как вы решаете, что новенького надо прикупить на книжные полки?

— По учебникам и книгам, предусмотренным школьной программой, решения принимаем не мы. Есть федеральный перечень. По нему мы ежегодно составляем список недостающего у нас, его утверждает директор школы. Исходя из бюджетных возможностей, конечно. Но, к сожалению, на закупку художественной литературы денег не выделяют. Насколько я знаю, было когда-то решение принято, что эти расходы должна нести сама образовательная организация. Ну а в школе не всегда есть деньги на это. Потому и подписка на периодические издания практически исчезла в школах. Иногда кое-что централизованно нам поступает по линии Министерства образования Свердловской области, например, были книги Владислава Крапивина. Но систематически пополнять фонд новыми изданиями мы не можем. Иногда выпускники школы делают подарки школьной библиотеке, но и в этом случае они сами решают, что принести.
Этот снимок сделан в ноябре 2025 года в спальном районе Останкино в Москве. Казалось бы, у столичных жителей переизбыток информации, но библиотеки они закрывать не спешат. Даже обновляют вывески
— Когда и что дарили в последний раз?

— В феврале 25-го ребята из 11-классов купили и принесли книжки Тургенева «Отцы и дети». Это по школьной программе надо, но прежние издания были очень старенькие, почти ветхие. Теперь нам приятно выдать новую книгу.
— Какие книги никогда не могут появиться в школьной библиотеке?

— Литература с экстремистским содержанием — сто процентов. Библиотекарь должен понимать, что он ставит на полку, он должен отслеживать современных авторов, интересоваться новинками, читать рецензии. Я думаю, что, конечно, есть современные произведения, которые должны попадать в школьную библиотеку.
Например, манга?

Почему бы нет, если у детей имеется спрос. Хотя, там тоже надо, естественно, посмотреть содержание. Нужно посоветоваться со знающими людьми по поводу сюжета произведения. Впрочем, насколько я знаю, манга - достаточно дорогие книги, поэтому те же сложности с деньгами неминуемы.
— А вы лично о каких современных книжках мечтаете?

— Может, это странно прозвучит, но хотелось бы хороших детских книг. Сейчас много стали говорить о патриотическом воспитании. Таких книг практически не осталось, особенно для начальной школы. Что-то было с советских времен, но оно уже старенькое, клееное-переклеенное. А ведь сейчас достаточно много появляется книг
о Великой Отечественной войне — переизданных и вновь написанных. Есть книги о современной российской армии. Вот это хотелось бы в школьную библиотеку. Этого действительно сейчас не хватает.
— Какие действия библиотекарь должен предпринимать, чтобы повысить интерес у школьников к библиотеке, к чтению?

— Когда появляются новые книги, то можно проводить книжные выставки. Есть библиотечные уроки, это когда за 40 минут с детьми надо успеть обсудить важную для них тему, найти книгу по этой теме и даже ее почитать, рассказать ребятам о судьбе автора. С младшими школьниками лично мне очень нравится организовывать литературные игры.
Рисунок идеальной библиотеки, который школьник принес Надежде Васильевне, чтоб ее порадовать. Или огорчить?
— Как вы представляете себе идеальную школьную библиотеку?

Знаете, в прошлом году мне один ученик подарил картинку библиотеки, которую он нашел где-то в интернете. Когда я ее увидела, то поняла, что библиотека должна быть именно такой. Она была на картинке двухэтажная, с огромными окнами, с выходом на живописную полянку. Там стеллажи до потолка, удобные лесенки, чтобы подняться и достать книжку, там уютные диванчики. Очень приятная библиотека, куда хочется бегом бежать. Ну а у нас… Да, маленькая библиотека. Но она есть. И теперь важно ее наполнять новыми книжками. За которыми придут дети.

Важное дополнение от редакции

Нынешней осенью ребята из Губернаторского лицея, которые изучают журналистику, провели уличный опрос в микрорайоне Солнечный города Екатеринбурга.
Как давно вы были в библиотеке (любой)?
Какое «не книжное» мероприятие могло бы вас привести в библиотеку?
Ребята из Губернаторского лицея проводят опрос прохожих об отношении к библиотекам
Результат опроса нам сообщил юный корреспондент, ученик 7 класса Александр Рыжков. Итак, было опрошено 53 человека. Как оказалось, 74 процента (39 человек) последний раз посещали библиотеку больше года назад. В этом месяце туда сходили 6 человек, на неделе — 4, в этом году — 2 и еще два человека признались, что они вообще никогда не были в библиотеке.

По мероприятиям картина такая. Треть опрошенных готовы прийти в библиотеку на театральную постановку, каждый четвертый — на консультацию психолога, каждого пятого способен привлечь концерт классической музыки (в окружении книг, так романтично!). А дальше в порядке убывания: квест в комнате страха, книжная дискотека и кулинарный мастер-класс. Интересно, что наши граждане довольно охотно рассматривают библиотеку не как хранилище книг, где «не шуметь!» - главное правило. А как место для получения информации самыми разными способами. Или даже отдыха от нее. Да, в окружении книг. Да, возможно, под танцевальную музыку. И да — под запах только что приготовленного мангового мусса, ведь его так любил Стендаль.
Мираслава Филимонова
Интервью взяла
4 декабря, 2025
2025 "Золотое Сечение"
Made on
Tilda