Ты будешь тем, кем я скажу…

Почему взрослые навязывают подростку личное мнение о его профессиональном будущем и как с этим быть

Фото: художник Иван Коршунов "Крысолов"
Вырастешь - поймешь
Я хочу как лучше
Потом "спасибо" скажешь
Мне лучше знать
Фото: художник Иван Коршунов "Крысолов"
Ты будешь тем, кем я скажу…
Почему взрослые навязывают подростку личное мнение о его профессиональном будущем и как с этим быть
Проблема выбора профессии стара как мир. И одинаково актуальна как для семей, где родители – доктора наук, так и для тех, где папа – тракторист, а мама – уборщица. Говорят, в Древней Греции мальчиков, если они ни на что не годились, сбрасывали в пропасть. Для современных подростков такой исход иной раз мог бы стать спасением. Потому что муки выбора, помноженные на колоссальное давление взрослых, создают в душе подростка выжженое поле, и эти страдания кажутся ребенку бесконечными.

Проблема выбора профессии стара как мир. И одинаково актуальна как для семей, где родители – доктора наук, так и для тех, где папа – тракторист, а мама – уборщица. Говорят, в Древней Греции мальчиков, если они ни на что не годились, сбрасывали в пропасть. Для современных подростков такой исход иной раз мог бы стать спасением. Потому что муки выбора, помноженные на колоссальное давление взрослых, создают в душе подростка выжженое поле, и эти страдания кажутся ребенку бесконечными.
Мы опросили 46 екатеринбургских старшеклассников, предложив им указать по 10-балльной шкале уровень стресса, который они испытывают в связи с необходимостью выбора профессии. Оказалось, что больше половины ребят оценивают свой уровень тревоги в границах 7-10 баллов, где "десятка" означает длительный непрерывный стресс.
Тревожность школьников, связанная с выбором профессии, имеет 7-10 баллов, где 10 - постоянный стресс


*

Призрачный горизонт

При этом тема ранней профориентации не выходит из информационной повестки. О ней регулярно трубят в СМИ. Каждая инициатива активно обсуждается взрослыми экспертами. Из последнего стоит упомянуть новый курс "Россия - мои горизонты". Он введен в этом учебном году в перечень предметов для школьников 6-11 классов в рамках "единой идеи профориентации и расширения кругозора". Об этом сообщила "Российская газета". Занятия проходят каждую неделю по четвергам. Школьникам рассказывают о разных отраслях и профессиях. С этой целью приглашают, как правило, активных пап и мам. Зачастили в школы и студенты вузов – они в основном занимаются прямой рекламой своих направлений и рассказывают в том же привычном стиле "делай как я". А вот желаемый подростами стиль "делай как ты хочешь" все еще выглядит слишком смело даже для прогрессивных и начитанных родителей – в чем вы убедитесь ниже.
В российских школах создано 80 тысяч классов профильного обучения, из них 11,6 тысяч технологических, 10 тысяч социально-экономических, 6 тысяч химико-биологических и 2,4 тысячи физико-математических.
Мы спросили тех же 46 старшеклассников о качестве профориентационных уроков в их школах. Выяснилось, что половина ребята оценивают смысл и значение этих занятий от нуля до трех по десятибалльной шкале. Такую эффективность вряд ли можно назвать высокой. Значительно лучше ситуация в специализированных образовательных центрах вроде федерального "Сириуса" или Фонда "Золотое сечение" при Правительстве Свердловской области. Во всяком случае здесь ставка на работу с преподавателями-практиками срабатывает: регулярные образовательные интенсивы по самым разным профилям помогают сориентироваться в специфике той или иной профессии. Ребята приезжают с профориентационных образовательных смен в восторге – чему я лично неоднократный свидетель.
Профориентационные уроки большинству школьников помогают определиться с профессией лишь на 0-30%”

Арифметика выбора

Свой путь к школьникам прокладывают и крупные компании, для которых важно вовремя обеспечить кадровую смену. Недавно я побывала на одном из таких занятий, которое проводили представители компании "РЖД". Разумеется, речь шла только о плюсах профессии железнодорожника, ребята подробно узнали об условиях работы, о льготах и зарплатах. Учителя, конечно, такими подробными данными не обладают и об этом не расскажут. Но, как ни крути, выглядит это все как типичная рекламная акция. Представитель "РЖД" сказал мне в интервью, что, по их данным, "выбор профессионального будущего закладывается, начиная с седьмого класса школы". Наверное, эти расчеты верны, но семиклассник, уверена, вряд ли имеет тот уровень критического мышления, чтоб встать и прямо спросить про «минусы» профессии. А ведь первичное очарование от романтики стука колес и призывных гудков поезда может сыграть с ребенком злую шутку… Об этом я думала, покидая встречу с обаятельными железнодорожниками в красивой форме с золотым шитьем.
Известный музыкант Гарик Сукачев передал в музей рок-музыки свою первую гитару, на которой написано: «Да, это моя работа, мама». Оказалось, что родители были категорически против его занятий музыкой, полагая, что этим нельзя заработать…
Фото: novgorod.ru
Итак, надежным источником совета для подростка остается родной человек: папа, мама, бабушка, дедушка. "Они меня любят и расскажут всю правду", - рассуждает ребенок и… попадает в новую западню предрассудков пусть родного, но все-таки другого человека. Мы уже рассказывали о частной балетной студии в Екатеринбурге, куда приходят взрослые "тети" и "дяди", которые мечтали о сценической карьере, о пачках и пуантах, но родители убедили их пойти в юристы-экономисты. Теперь они пытаются вернуть детские фантазии, меняя два раза в неделю офисные кресла на балетный станок. С печалью в голосе они поведали моей коллеге, юнкору Майе Бирюзовой, об упущенной когда-то возможности "хотя бы попробовать".
У балетного станка можно найти и фрилансера, и маркетолога, и научного сотрудника
Но значительно больше историй, когда мама или папа не отговаривали куда-то пойти учиться, а прямо указывали и на ВУЗ, и на специальность. В этом варианте тоже пруд пруди трагических историй. Особенно это касается креативного творчества, которое на нашем индустриальном Урале традиционно проходит по разряду "этим ты на хлеб с маслом не заработаешь". За уходящий учебный год на занятиях по журналистике в рамках проекта "МедиаПрорыв" мне удалось пообщаться с целым рядом успешных творческих людей. Истории их профессионального пути очень поучительны. Они объединяются одной крылатой фразой: "От судьбы не уйдешь". И вполне способны стать средством борьбы со стрессом, неврозом и депрессией, которые испытывают подростки, ломая голову, кем быть.

История первая. Журналистская

Артем Соловейчик - издатель общероссийской газеты "Первое сентября" и основатель проекта "Школа цифрового века". Сын легендарного педагога, просветителя, писателя и журналиста Симона Соловейчика:
В школе от меня ожидали больших успехов, ведь отец – прославленный педагог. Но все получилось в точности до наоборот. Я был бойким и учился так себе. Не поступил в ВУЗ и добровольно решил пойти в армию. Для любой семьи это шок. Но отец не стал меня отговаривать, решив, что я должен сам познать все последствия своего выбора. И я познал их на Балтийском флоте. Служил три года, мечтая увидеться со своим братом Матвеем, который родился через четыре дня после моего призыва. Затем получил образование. Занимался бизнесом. Несколько лет жил в США. О журналистике никогда не думал. Более того, потряс в свое время отца – знаменитого журналиста - заявлением, что есть два образа жизни: либо ты живешь так, что про тебя пишут, либо ищешь тех, кто живет интересно, и пишешь про них. Себя я, разумеется, отнес тогда к первой группе…

Но когда отец умер, я решил, что должен продолжить дело его жизни – издание педагогической газеты "Первое сентября". Это было добровольное и осознанное решение. И оно возникло, думаю, именно потому, что отец, будучи человеком мудрым, не старался на меня давить – и я получил счастливую возможность все познавать самому. Сегодня у меня большая семья – восемь детей. Я, разумеется, переживаю за их профессиональное будущее, но кем и когда стать, они будут решать сами. Так научил отец: он реально выслушивал нас, принимая наше право быть такими, какие мы есть. Он был автором педагогики свободы.
Артем Соловейчик выбрал свой путь, чему родители не сопротивлялись
Фото: Виктор Белимов

История вторая. Операторская

Алишер Хамидходжаев - российский и узбекистанский кинооператор, обладатель премий Венецианского кинофестиваля, российских фестивалей "Белый слон", "Кинотавр", "Ника". Сын известного в Узбекистане ученого Султана Хамидходжаева:
Отец хотел, чтоб я стал ученым-ботаником, как он. Чтобы ездить по всему свету – это было важное для него преимущество исследователя растений. Обещал помочь с написанием диссертации. А я ходил в фотокружок, потом увлекся киносъемкой. Родители не видели в этом ничего серьезного – кружок и кружок. Но я попросил отца не обижаться и все же покинул родной дом в Ташкенте. Уехал в Москву, поступил во ВГИК. Теперь я езжу по всему свету с операторской камерой, о чем однажды не преминул напомнить отцу. И он с удовлетворением признал, что возможность познавать мир, путешествовать дает не только наука, но и кинематограф.
Алишер Хамидходжаев тепло вспоминает советы отца пойти в науку
Фото: Виктор Белимов

История третья. Режиссерская

Алексей Федорченко - кинорежиссер, лауреат премий и обладатель Гран-при целого ряда международных кинофестивалей, например, в Венеции, Стокгольме, Люблине, Вроцлаве, Нанте, Абу-Даби, Москве, Санкт-Петербурге:
Я не мечтал быть режиссёром. Но творческий процесс был мне всегда интересен. После школы решил поискать нечто среднее между творчеством и точными науками, поэтому выбрал инженерно-экономический факультет УПИ (ныне – УрФУ). Работал на крупном заводе. Затем устроился экономистом на Свердловскую киностудию, где со мной произошла удивительная история. Однажды режиссёр отказался продолжать съёмки только начатого фильма и мне пришлось занять его место. Я получил за тот фильм немало призов, на что, конечно, не рассчитывал. Помню, очень удивился звонку из Стокгольма, из дирекции кинофестиваля. Несмотря на успех, я все равно не планировал быть режиссёром. Но позже все же начал заниматься созданием фильмов, потому что пришел к выводу, что лучше всех мои сценарии понимаю я сам.
Алексей Федорченко не мечтал стать режиссером. Но стал им.
Фото: Виктор Белимов

История четвертая. Депутатская

Константин Киселев - депутат Екатеринбургской городской думы с 2013 года:
В школе я был отличником, поэтому на меня сразу смотрели организаторы олимпиад по математике, обществознанию, истории, химии. Сам я хотел быть медиком, всерьез рассматривал для поступления медицинский институт. Но чтение книг по самым разным темам привело на философский факультет. Там происходит систематизация знаний. Закончил философский факультет УрГУ (ныне УрФУ) с "красным" дипломом. Судьба вывела в политконсультанты, затем – в депутаты городского уровня. А там я вошел в депутатскую комиссию по контролю за сферой здравоохранения. Так, спустя годы, мой изначальный интерес к медицине получил развитие. Сегодня я знаю всех главных врачей в городе, хорошо владею медицинской терминологией и как депутат стараюсь помогать больницам и поликлиникам по самым разным вопросам.
Константин Киселев
Фото: Информационное агентство "ЕАН"

Вначале было слово…

Мне кажется, что все эти истории может обобщить комментарий профессионального психолога. И я обратилась к Никите Южакову, который работает в Фонде "Золотое сечение". Он регулярно консультирует подростков, в том числе тех, кто испытывает страдания от сложности с выбором профессии. Какую рекомендацию Никита мог бы дать вам, нашим читателям:
"Надо понимать, что родители хотят лучшее будущее для ребёнка - соответственно и работу выбирают "лучшую", по своему вкусу. Но нюанс в том, что вкусы у людей могут не совпадать, даже если они родственники. Бороться с папой и мамой не нужно, это обычно вызывает ещё большее ответное давление. Попробуйте поговорить с родителями и просто обсудить ваши переживания. Они, скорее всего, очень боятся за ваше будущее, поэтому и ведут себя строго, пытаются все контролировать. Для них это естественно. Так они видят свой долг. А вы расскажите им о том, как сами переживаете за своё будущее, и что нуждаетесь в адекватной поддержке со стороны семьи. Здорово, когда разговор ведёт к пониманию того, что вы готовы брать ответственность за свои действия, а не к очередному спору и обиде, которые еще больше отдаляют друг от друга близких людей… В качестве прикладного совета могу рекомендовать пройти тест на профориентацию. Например, "Дифференциально-диагностический опросник Климова". Он делит профессии на пять типов: "Человек — природа", "Человек — техника", "Человек — человек", "Человек — знаковая техника, знаковый образ", "Человек — художественный образ"..."

Никита Южаков

Профессиональный психолог

"Только важно помнить, что тест всего лишь ориентир, не более того".

Елена Корюкина

12 мая, 2024
Читайте также:
Главная страница
О нас
2024 "Золотое Сечение"
Made on
Tilda