- Да. Я привлек в помощь местную учительницу, которая держит там народный музей,
посвященный Таватую. И потом подарил ей несколько книжек – для нее и земляков. Мнекажется, она была поначалу перепугана, когда прочитала эту мою фантастику.
- Конечно, это мой дом. Таватуй всегда со мной, где бы я ни был. Я все равно сохраняю связь с этим местом, оно для меня многое значит. А тут, еще и воспитанники Фонда "Золотое сечение". Общение с этими талантливыми ребятами - бесценно. Я уверен, что я могу им рассказать что-то такое интересное, чего они еще не слышали. Педагогика - моя страсть.
- Это не совсем так. Его можно назвать неблагодарным с той точки зрения, что, скажем так, семя, которое мы сейчас засеваем, может дать всходы через много лет, и мы их даже не увидим. Например, я вижу абсолютно гениальных учеников, и подозреваю, что когда они закончат институт, то сделают какой-нибудь архитектурный шедевр. Обязательно. Но ни я, ни другие педагоги об этом не узнаем, потому что никто нам не сообщит специально. С этой точки зрения наставничество действительно неблагодарно. Ты не видишь результат своей работы. Но зато видно, как меняются ребята в процессе обучения, как быстро реагируют на творческий вызов. Это, конечно, приносит чувство удовлетворения "здесь и сейчас".
- Практически сразу после окончания института в 1984 году. Я преподавал до 1997 года в Екатеринбурге, а потом в московском архитектурном институте. Далее пришел в студию "ФА-САД", а не так давно устроился на работу в архитектурный департамент Российского университета дружбы народов. Так что для меня преподавание – это, наверное, один из самых главных интересов в жизни. Творчество и общение с детьми приносит мне счастье. Понятное дело есть семья, собственные дети – они у меня очень интересные. Но самое главное наполнение в жизни — это творчество и преподавание.
- Я чувствую себя счастливым ежедневно и учу этому других. На мой взгляд счастье - это не момент встречи с какой-то особенной радостью. Счастье — это полноценное ощущение жизни, связи с окружающим миром. Счастье - свойство врожденное и присущее каждому человеку. Когда мы дети, то несчастны, если голодны или нас что-то раздражает. Но все остальное время мы счастливы. С годами мы вырастаем и учимся быть несчастными. Очень много взрослых несчастны от того, что забыли чувство непрерывного счастья - из детства.
- Совершенно спокойно. Надо постоянно заниматься самонастройкой отношений с
окружающей реальностью, и все будет хорошо.
- Все очень по-разному выбирают себе интересы. Поэтому, на мой взгляд, самое главное на школьном этапе – это показывать очень много картинок и видео. Для того, чтобы ребенок мог сам выбирать что-то для себя. Любая информация не подойдет. Она должна быть интересной. Это принципиально. Тогда в голове у маленького зрителя включается какой-то механизм анализа самоопределения. Расскажу случай. У меня есть лекция, посвященная лестницам. И я показывал ребятам знаменитый эпизод из фильма "Броненосец Потемкин" 1925 года, который снимался на лестнице: там с нее скатывается детская коляска. Лестница эта знаменита не тем, что она какая-то большая, а тем, что режиссер Сергей Эйзенштейн сделал тогда первый опыт монтажа. До этого в кинематографе монтажа не существовало. Я все это рассказал, а после лекции подошла девочка: "Как вы говорите у того режиссера фамилия, повторите, я поищу?". Я, помню, опешил от неожиданной радости: «Вот это да! Ребенок XXI века пойдет смотреть немой черно-белый фильм столетней давности». Поэтому бывает всякое. Крутишь картинки и думаешь, что вот это им, видимо, не очень интересно, и вдруг голос из зала: "А ну-ка покажите предыдущую картинку, пожалуйста. Ой, а что это такое, расскажите! ". Творческое развитие ребенка с этого и начинается.
- У меня есть только предположения. Представьте себе, что вы просыпаетесь утром. На дворе 2050 год. За вас все делают и придумывают роботы. Вы встали, позавтракали, погуляли, сериал помотали, блоги посмотрели. Что еще? И тут вы понимаете, что единственная вещь, которую можно сделать, и она будет интересной для вас и окружающих, - это искусство. Это, наверное, такой новый этап развития человечества, когда оно должно с одной стороны немножко поглупеть, утратить какие-то навыки, с другой стороны приобрести время и возможность развиваться в эстетическом плане.
- Когда-то говорили, что фотография покончит с живописью, а звукозапись убьет музыку. Этого не произошло. Да, технологические прорывы время от времени становятся искушением для людей. Но я думаю, нейросети получат свою отдельную зону в человеческой культуре. Они не убьют художника. Ведь счастье художника именно в том, чтобы делать. Сам процесс творчества приносит удовольствие. А если заказывать творчество нейросети, ты этого лишен. Отказывать себе в этом удовольствии – очень странное решение со стороны человечества. Поэтому возможно нейросеть станет очередным «карандашом» для художника. То есть он научится создавать произведения при помощи нейросети, но именно так, чтобы не исключать и своего участия. В целом же, я убежден, что творчество — это инстинкт наравне с другими основными инстинктами человека. Ему природой суждено хотеть быть интересным, заниматься интересным делом. К тому же, повторюсь, человек творящий всегда востребован.
- Во-первых, разбиты все идолы прошлого. Люди избавились от религиозного отношения к искусству. Сейчас уже не считается, что художник - это полубог. И очень многие рассуждают: "А почему это я не художник? Я тоже могу попробовать им стать". И современный опыт показывает, что огромное количество людей лишь в зрелом возрасте получая художественное образование, хватаются за кисточки и инструменты и достигают результатов.
- Я считаю, что любой. Есть мнение, что все дети рождаются талантливыми. Я его
поддерживаю. Конечно, есть врождённые предрасположенности. Кому-то улыбнулась муза театра, кому-то музыки. Но дорога в искусство открыта для большинства людей. В детстве ребенок совершенно свободно рисует что-то, поет, пляшет и так далее. Почему он затем перестает это делать? Потому что происходит рост самокритичности. Подросток смотрит на то, что он делает и уже думает: "Нет, что-то плохо у меня получается". Если его никто вовремя не поддержал, а еще хуже, если ему сказали: "Да ну, в самом деле, ерунду какую-то сделал", то он резко прекращает заниматься творчеством. Психологически он замыкается: "Я не художник. Я про себя все понял. Я бездарь". Но это всего лишь установленный замок, который не дает развиваться. Я знаю несколько взрослых людей, которые много лет пытаются стать профессиональными художниками, и это получается. Таланта мало, но тем не менее они упорно занимаются. Одна моя знакомая лет за десять достигла уровня нормального профессионального художника. Она научила себя этому. И
получает удовольствие. Прийти в искусство можно и так. Но нужна воля. С другой
стороны, сейчас бум различных образовательных инициатив в области искусства,
искусствоведения. Если вы захотите стать гончаром, вам сразу десять мастерских откроют свои двери. Хотите заниматься литьем, ковкой - ради бога, идите и занимайтесь. Хотите живописью, графикой – пожалуйста. Это тоже свидетельство того, что мы как человечество сворачиваем в сторону искусства.
- Талант – это удел очень многих, каждого, если хотите. Есть люди талантливые, но они
или ленивы, или у них другие интересы в жизни. Несмотря на то, что они умеют делать
что-то лучше других, они этого не делают. Талант - это такая природная склонность. Гений же - совсем другое. Это не превосходная степень таланта, а это случай, когда человек перешагивает черту освоенного, то есть он вступает на землю, на которую еще не ступала ничья нога. Он идет в непознанное, он идет туда, где еще никто не рисовал, никто не ставил спектакли, никто еще так не исполнял. Гений - территория риска, потому что его всегда могут обвинить в том, что он занимается ерундой, но на самом деле он пытается найти некий новый путь. Он первопроходец.
- Конечно, нет. Это такая красивая формула, при помощи которой можно объяснить
многое. В настоящий момент культура занимается старым. В музыке в моде retrowave.
Сколько это будет продолжаться, я не знаю, но такой феномен есть. Тем не менее, от
открытия новых территорий в искусстве человечество никто не избавлял. Все равно есть люди, которые пытаются найти что-то совсем иное. Land-art, body-art, street-art, science-art и так далее. Там появляется то, чего не было. После длительного периода
обессмысливания искусство возвращается к смыслу. В частности, Бэнкси на этом пути
впереди планеты всей. Он делает свою графику на стенах минималистичной, точной,
красивой и очень актуальной. Он, на мой взгляд, очень прорывной человек - показывает направление, в котором стоит шагать.
- У меня есть «ловушки», расставленные в соцсетях. В них накапливается информация. Картинки, видео и так далее. Я каждый день их просматриваю и все самое интересное сохраняю себе в компьютер. Это может длиться годами. Я считаю, что хорошая тема созревает лет за десять. Но у меня одновременно созревает целый огород из тем. Сначала нужно собрать очень много материала. Когда у меня в папке набирается примерно двести картинок и видео на какую-то тему, из них я отбираю лучшие, и это уже основание для очередной лекции. Формируется драфт, примерный черновик, в котором я все собираю, устаканиваю и показываю аудитории. Примерно через год я перерабатываю лекцию, дополняю ее новым материалом.
- Я изо всех сил ищу и стараюсь привлекать примеры в России. Но к большому
сожалению, по разным обстоятельствам Россия не может похвастаться очень передовой архитектурой. Сейчас появляется поколение архитекторов-звезд, которые реализуют себя, но опять же многие из них уехали на Запад. Дизайн тоже развивается и старается поспевать за мировыми трендами. Но тем не менее, все-таки, пока, увы, наши архитектура и дизайн идут в хвосте остальной планеты. Для меня это очень-очень обидно, потому что я вижу, какое количество талантливых людей у нас живет. Надеюсь, что вырастет смена, которая изменит положение. По крайней мере в кинематографе, мы уже наблюдаем расцвет российского кино, скажем, сериалов. Проблемное кино, развлекательные сериалы, тот же «Король и шут». По отзывам - работа отменная. Жду похожего роста в архитектуре и дизайне.
- В Советском Союзе было как раз очень много интересных инноваций. И в дизайне, и в архитектуре. Но, к сожалению, в период импорта «сникерсов» и какого-то расслабленного состояния общества, которое последовало в постсоветский период, пострадали многие креативные отрасли. В том числе образование. И сегодня надо срочно реформировать среднюю школу для того, чтобы подрастали интересные кадры и меняли все в лучшую сторону. Многие ошибки, которые сделали мы, взрослые, придется исправлять им.
- Конечно, кошмар. Но в то время это был, пожалуй, единственный вариант быстро и
недорого решить жилищные проблемы населения. Когда же я говорил про советскую
архитектуру, то имел в виду много интересных общественных зданий. О них забыли, но стоит полистать журнал "Архитектура СССР", мы их увидим в изрядном количестве.
- Хм. Сложный вопрос. Это понятие чересчур емкое, чтобы сходу его раскрыть. Я бы,
наверное, просидел молча все три минуты над пустым листом.
- Наверное, круг. Потому что круг - это концентрация, это мир. Россия для меня очень
большая, особенно когда я смотрю на ее границы. Я не знаю всех, кто живет в нашей
стране, но тем не менее у меня есть круг людей, которые для меня являются Россией.