Ярче и громче
Выставка в Ельцин-центре рассказала о советских экспериментах со светом и звуком
Фото: Яков Куцин
Можно ли увидеть музыку? А услышать свет? Да! В этом убедились юнкоры фонда "Золотое сечение", посетив в Ельцин-центре выставку "О-сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР". Мне лично до сих пор казалось, что при советской власти опыты в сфере медиа вряд ли были возможны, тем более появление экспериментальных СМИ. Однако выставка убеждает нас, что тяга людей к новому существует при любом режиме. И росток любопытства мгновенно пробивает железобетонный политический строй, как только появляются первые лучи солнца и начинает дуть свежий ветерок.
Этим "ветерком" в середине прошлого века стала смерть Сталина. Новый вождь Никита Хрущев вдруг объявил "оттепель". Так советские люди получили хоть какие-то
возможности для творчества. И некоторые решили использовать шанс… Поводом стал и первый полет человека в космос в 1961 году. Советского человека! Уже через год при
Казанском авиационном институте появилось Студенческое конструкторское бюро (СКБ) "Прометей". Оно продвигало идею визуализации музыки, сплотив будущих
радиоинженеров, музыкантов и художников.
Творческим вдохновителем для увлеченных молодых людей стал композитор Александр Скрябин, который в симфонической поэме "Прометей" включил в ряд инструментов свет, написав для него отдельную партию. Казанский же "Прометей" стал продолжателем экспериментов по синтезу визуального и аудиального. На выставке представлены результаты как первых робких шагов экспериментаторов из Казани, так и их вполне зрелые работы. Начинали они с придумывания светомузыкальных инструментов, затем увлеклись синтезом света и музыки в фильмах, а венцом творения "Прометея" стала архитектура. Динамическая подсветка казанских цирка и Кремля произвела культурный шок – жители увидели иной облик столицы советской Татарии. Так экспериментальный союз физиков и лириков стал достоянием всех.
Уникальная подсветка казанского цирка, реагирующая на погоду
Фото: сетевое издание "Снег"
Организаторы выставки особым образом выделили идеолога синтетического искусства Булата Галеева. Когда забиваешь его фамилию в поисковике, то на большинстве сайтов, в том числе в Википедии, этого человека называют "пионером медиаарта". В 1965 году 25-летний Галеев возглавил "Прометей". При нем СКБ не только начало выпускать светомузыкальные фильмы, видеоинсталляции, но и в промышленных масштабах делать сложные световые установки. Все это подробно отражено на выставке.
Нам сегодня невозможно представить, насколько сложно и даже опасно было отстаивать новое слово в искусстве перед лицом привычного, традиционного, тщательно отлакированного цензурой, - рассказывает наш гид, преподаватель журналистики Виктор Николаевич Белимов, - И насколько трудно приходилось молодым и ярким советским художникам преодолевать границы (не в прямом смысле – в СССР они были под надежным замком) и всего лишь узнавать, чем живет и дышит искусство всего остального мира. А оно было вдохновлено полетом нашего Юрия Гагарина, преодолевшего пространство и время, поэтому во многих странах художники, философы и писатели стремились заново осмыслить космическую действительность. И там, также, как в СССР,
пытались сочетать звук и свет – создавать свой неповторимый «космос» в сфере медиа. И во многом они преуспели.
К сожалению, как повествует выставка, новые заморозки начала 70-х годов быстро
свернули непредсказуемое творчество советских инженеров-художников.
Светомузыкальные инсталляции исчезли из парков и скверов советских городов, для
экспериментальных постановок и фильмов закрыли театры и кино, картины чуждых
абстракционистов вынесли из советских музеев. А другие страны, между тем, не
остановились, и спустя пару десятилетий улицы Нью-Йорка, Токио и Лондона
шокировали бывших советских граждан своими гигантскими медиаэкранами…
Свобода творчества - это внутренняя свобода человека. Фото: Яков Куцин
В расцвет застоя Булату Галееву и его единомышленникам ничего не оставалось как уйти
в печатные медиа – в газеты и журналы, в книгоиздание, рассчитанное, прежде всего для
советских детей. И на втором этаже выставки мы видим какое влияние творчество
ограниченно свободных людей оказало на журналистику, медиа-дизайн и книжное дело в
СССР. На застекленных стендах можно отыскать журналы на любой вкус и цвет: от
первых номеров "Уральского следопыта" и модерновых обложек журнала для маленьких
"Веселые картинки" до черно-белых буклетов о творчестве Пикассо. Обращает наше
внимание и немалое число вырезок из газет того времени: от хвалебных рецензий о
казанских экспериментаторах конца 60-х годов до гневных статей, написанных позже о
них же — теперь уже как о предателях идеалов социалистического реализма.
После выхода из Ельцин-центра у меня лично осталось двоякое впечатление от новой информации и странный осадок недопонимания. Можно, конечно, порадоваться за читателей детских книг и журналов, за подписчиков "Уральского следопыта", но сложно даже представить, чего лишилось все советское общество на запретах свободного творчества.
Странно: люди с таким трудом освоили космос, приблизились к разгадке гармонии света и звука, но сами же прервали художественное следствие этих судьбоносных событий. Почему? Потому, что они перестали слышать и видеть.
Друг друга.
Яков Куцин
26 апреля, 2024
Made on
Tilda