Пятая стихия и четвертая власть

Чем сегодня живёт одна из первых телерадиокомпаний нашей страны – уральская

Фото: Всеволод Трифонов
Фото: Всеволод Трифонов
Пятая стихия и четвертая власть
Чем сегодня живёт одна из первых телерадиокомпаний нашей страны – уральская

Четвертая власть – понятно: это власть медиа. А пятая стихия? Оказывается, так в древней Греции определяли слово "эфир". Это синонимы. А изначально в древнегреческой философии термин "эфир" обозначал горный – верхний – особо тонкий и лучезарный слой воздуха. Тот воздух, которым дышат боги…

За день до Дня российской печати – главного праздника журналистов, который отмечается в нашей стране 13 января - юнкоры Фонда "Золотое Сечение" отправилась в самый центр новостной индустрии Уральского региона и посетили государственную телерадиокомпанию (ГТРК) "Урал".

Как развивалось телевидение, закулисье работы службы новостей, земные и подземные тайны офиса ГТРК, порог которого переступало больше знаменитостей, чем любого другого здания столицы Урала, – мы обобщили итоги увлекательной двухчасовой экскурсии в этом материале.

*
Вначале была стройка
В середине прошлого века в стране было всего пять телецентров, один из них – в Свердловске. Вышка, с которой подается телесигнал, и сегодня видна со всех сторон делового центра Екатеринбурга. Здание, где зарождалось уральское телевидение, находится рядом по адресу Луначарского 212, именно здесь по-настоящему творилась история телевидения и радио нашего региона.

В 1955 году дом для уральских тележурналистов был построен по всем передовым стандартам того времени и строго для нужд эфирного вещания. В том же году состоялась первая телевизионная трансляция, а тридцатью годами ранее с этого места, но из другого здания в квартиры свердловчан прошел первый радиосигнал.

Таким образом, в 2025 году уральская телерадиокомпания отметит одновременно 100-летний юбилей радио и 70-летний юбилей телевидения.
– Мы до сих пор чтим традиции, бережем это здание, чтобы его можно было использовать, эксплуатировать, как говорится, по назначению – для производства эфирного контента, - говорит заместитель директора ГТРК "Урал" и по совместительству наш экскурсовод Кристина Свет-Яковлева.
Место для хранения истории
О том, что здесь режимный объект нам сообщает и строгий списочный контроль на входе, и тот факт, что под этим классическим почти греческим зданием с колоннами и портиком, а также с чудесными елями на входе, расположены целых два бомбоубежища – с регулярно обновляемыми запасами воды и провианта: "на всякий пожарный случай".

В небольшом узком, но уютном помещении расположился архив компании с 1995 года. А более ранние материалы хранятся в специальных помещениях, где поддерживаются особые температура и влажность. Что вполне логично – до цифровой эпохи телевидение ничем не отличалось от кинематографа: все снимали на старую добрую хрупкую кинопленку, которую, к слову старались экономить. Поэтому право на ошибку было регламентировано тогда метражом ленты. А сейчас работа тележурналистов измеряется не в метрах, но в секундах – чтоб новости "не прокисли". Как пояснила Кристина Олеговна, если ты не заслужишь интерес и доверие аудитории, значит, тебя просто нет.
Архивные полки ГТРК украсят любой музей медиа – здесь носители информации самых разных форматов
Фото: Всеволод Трифонов
В 1990-х годах у телевидения появляется свой формат. Нам показывают ту самую кассету, которая была на вес золота, – читаем: S-VHS (Super VHS) – однако уже тогда качество оставляло желать лучшего. На смену довольно быстро пришёл формат Betacam, он получил своё признание в кругу телевизионщиков как лучший аналоговый формат. Компания Betacam пыталась вести и полуцифровой формат (сохранялась магнитная плёнка, но технология уже была цифровая), однако в силу внушительных размеров новаторской кассеты, использовался он редко и в конце концов так и остался в истории. Следующим стал формат DVCAM. Какое-то время в компании использовали и известные всем DVD-диски. Но они хрупкие, материал можно было легко потерять. Сейчас же всё размещено на LTO-дисках с объёмом памяти 6-25 терабайт, чего хватает примерно на месяц работы всей телекомпании. А она закону бережет не только эфирные записи, но и все, что привезли со съемок корреспонденты (так называемые "исходники").
Невидимки телеэфира
Вернемся в наше настоящее. Вспомните: любой выпуск новостей начинается с приветствия ведущего. Часто ли вы, находясь по свою сторону экрана, говорите в ответ: "Здрасьте"? А ведь перед вами живой человек! Он в студии. А вокруг него, как убедились юнкоры, большая команда единомышленников – создателей эфирного продукта. Вокруг нас представители разных профессий: от гримера до режиссера, от оператора до звукоинженера. Всего же в штате ГТРК "Урал" значится 150 человек.
Нас так радушно приняли, что могло показаться, что телевидение – это легко. Ошибка: уровень серьезность здесь зашкаливает
Фото: Всеволод Трифонов
Интересный факт
Редакция работает в электронной системе, которая подразумевает полный цикл телепроизводства – от съёмки до выпуска: сняли, загрузили материал в систему, его отсмотрели корреспонденты (там же они пишут тексты), взяли в работу монтажёры, а после, режиссёры выпустили в эфир. Программа отечественного производства и называется BRAM.
Первые рабочие места, которые мы видим, входя в ньюсрум (с англ. "новостная комната"), принадлежат продюсерам. Эти очень ответственные люди. В первую очередь на них лежит задача поиска тем, подбора спикеров-экспертов. Тему еще нужно продвинуть в глазах режиссёров: доказать, что найденная история достойна внимания зрителей. Продюсеры же решают, когда журналисту и оператору выезжать на съемки, когда вернуться "на базу" и не подснять ли еще что-нибудь по дороге. Это настоящие бойцы невидимого теленовостного фронта. Их собранность и кругозор решают здесь если не все, то очень многое.

Пройдя "зону продюсеров", мы попадаем в саму редакцию. И слышим лишь мерное постукивание по клавиатурам. В остальном – тишина. Здесь корреспонденты создают свои сюжеты, редакторы их шлифуют, а режиссёры потом помогают упаковать в готовый вид. И никаких кабинетов, все на виду – такое пространство называется "open space". А режиссеры наблюдают за происходящим в студии через свое окно, но об этом чуть позже.
Это пространство называется newsroom – здесь новости обретают смысл и форму
Фото: Всеволод Трифонов
Картинных дел мастера
Отдельная каста телекомпании – операторы. Они "держат картинку" – главное, что отличает телевидение от других типов СМИ. Своё оборудование сотрудники бережно хранят в операторской – это особое помещение, где у каждого есть свой личный шкафчик, в котором находится всё необходимое, начиная с камер, микрофонов и зарядных устройств, заканчивая элементами экипировки (например, жилетами с надписью "ПРЕССА") и сувенирами, привезенными с мест съемок: иконы, книги, поделки заключённых, камни и прочее.

В соседней комнатке на креслах-мешках отдыхал оператор Вячеслав. Услышав шум, он вышел из полумрака лаунж-зоны, поприветствовал нас и обаятельно улыбнулся в роскошные серебряные усы. Ни самого Вячеслава, ни его начальника Кристину Свет-Яковлеву не смутило, что в рабочее время "кое-кто" задремал. Дело в том, что мы пришли на телекомпанию вечером, а в ночь бравому Вячеславу предстояло ехать на съемки – чтоб зафиксировать, как в Екатеринбурге убирают снег.

"Да, труд операторов невозможно переоценить, работать им приходится при любых погодных условиях: и в снег, и в дождь, и в жару, и в стужу. Но главное, что старается спасти оператор – это камера", – объясняет нам Вячеслав. И показывает трогательную меховую "шубку" для телекамеры, в которую легко могла бы поместиться болонка моей соседки тети Любы.
За собственные жизнь и здоровье операторам тоже иногда приходится бороться. Так, Вячеслав поведал, что однажды на съемках в "цыганском поселке" съемочную группу начали закидывать камнями. А снимая минувшим летом лесной пожар, один "Зоркий глаз" так увлекся, что потом, отставив камеру, сам принялся тушить пожар ветками. Было и такое, что к виску корреспондента приставляли дуло пистолета. Но и тогда все закончилось хорошо.

Впрочем, операторы ГТРК работают и на так называемых паркетных мероприятиях – освещают официальные встречи и визиты, переговоры и подписания соглашений между сильными мира сего. И оттуда привозят буквально на своей шее особые артефакты – Вячеслав не без гордости показывает нам десятки, если не сотни аккредитационных бейджей, заботливо развешенных вдоль стены на ленточках самых разных цветов.
Лицо компании
Теперь, пожалуй, стоит познакомиться с ведущими, чьи лица мы можем видеть на второй кнопке каждые утро и вечер. А именно в те часы, когда телеканалы "Россия 1" и "Россия 24" дают эфирное время своим региональным отделениям. Мы попали на ГТРК в самый горячий момент – за двадцать минут до вечернего выпуска программы "Вести-Урал". Но успели заглянуть и в гримерку, где умело орудовал пудреницей ведущий Денис Петров, и в студию, где тот же Денис разминался перед командой "Эфир!" начиткой с телесуфлера.
В студии новостей совсем не страшно, я бы сказал "по-домашнему"
Фото: Всеволод Трифонов
Денис рассказал нам интересный факт. Оказывается, вся одежда, в которой работает ведущий, принадлежит компании. А в магазинах, где она покупается, заранее обсуждается вероятный возврат, такая практика известна и в киноиндустрии. Впрочем, из казенного на Денисе оказались только рубашка, галстук и пиджак, а джинсы как были свои, так и остались – "ведь их же зрителю из-за стола не видно". В этих своих джинсах Денис и ушел в темный морозный вечер, после того как появился на полчаса в сотнях тысяч квартир жителей Свердловской области. Но мы успели спросить, как часто его узнают в присутственных местах. Денис признался: "Четыре раза было дело в фитнес-клубе. Но порой напрочь не узнают: однажды в метро висела реклама "Вестей-Урал" с моим изображением. Я специально встал рядом – ничего, ноль внимания".
Ведущий новостей Денис Петров мастерски наносит грим
Фото: Всеволод Трифонов
Святая святых

До эфира остаётся совсем немного времени, мы попадаем в святая святых – это студия S200. Название объяснить очень легко: S обозначает площадь – студия в 200 квадратных метров. Есть и другие, к примеру, в соседнем здании располагается студия S500.

Денис показывает нам педаль, которой он управляет скоростью телесуфлера. А еще маленький телесного цвета микрофон – его здесь называют "ухо". Он поддерживает постоянную связь ведущего с режиссером, который находится сверху за стеклянным окном и видит одновременно студию на экране, причем с разных камер и "вживую" – через стекло.

Его работа – выбрать правильную картинку – ту, которую увидим мы, зрители. То есть, главный навык режиссера, как мы поняли, это уметь за доли секунды принять верное решение. Помогает ли такое хладнокровие в быту? Ответ прозвучал из-за режиссерского пункта мгновенно: "Мне лично помогает машину водить".

У входа в студию новостей хорошо осознаешь исторический масштаб уральской ГТРК
Фото: Всеволод Трифонов
В пункте управления эфиром главный человек, конечно, режиссер. Но кресел пять и все они заняты. Это потому, что помимо операторов в студии эфир обеспечивают (загибаем пальцы): ассистент режиссера, звукоинженер, ещё один человек здесь отвечает за правильность титров, а другой – инженер, который обеспечивает работу всего оборудования, устраняя капризы техники.
Журналистика – профессия творческая, но изготовление теленовостей – это конвейер, инженерия
Фото: Всеволод Трифонов
История с приемником
Дело было примерно пять лет назад. Казалось, все шло по привычной технологии. После местных новостей и «прощалки» ведущего, в студии гас свет, и режиссер – уже в московской аппаратной – включал федеральную заставку и канал продолжал вещание из столицы. Так было всегда. Но не в тот вечер. В Москве замешкались и свою заставку почему-то вовремя не выдали. И что же видит уральский зритель? Ведущая, которая только что покинула студию, пожелав всем хорошего вечера, в полумраке возвращается, к ней со спины подходит некий мужчина (это был оператор) и аккуратно начинает… расстегивать платье. Не сложно представить, о чем подумал шокированный зритель, но ужас, который пережила уральская эфирная команда, пока москвичи не запустили, наконец, злосчастную заставку, трудно переоценить. А все объясняется просто: оператор привычным движением всего лишь хотел помочь ведущей достать приемник, обеспечивающий работу радиомикрофона. Мужчины убирают его в карман пиджака или вещают на ремень, а женщине-ведущей приходится крепить со спины, под платье. Этот конфуз закончился тем, что ведущим ГТРК навсегда запретили как-либо "преображаться" в студии. Ну и еще, как нас заверили, у телекомпании после этой истории подрос рейтинг. Охотно верим.
Иду на звук
Под конец экскурсии по телевизионному блоку компании нас заводят в специальное помещение с повышенной шумоизоляцией. Здесь корреспонденты начитывают свои сюжеты. А ведь раньше им приходилось, бедным, засовывать головы и свои распечатанные листочки с новостями в небольшой ящик, обитый изнутри поролоном. Один такой ящик на ГТРК сохранили на память и показали юнкорам – жуткое зрелище, доложу я вам. Мы спросили, что делает корреспондент, если сюжет выдавать надо, а на телекомпанию съемочная бригада вернуться не успевает. Кристина Свет-Яковлева пожала плечами: "Ничего страшного, начитает в машине, укрывшись куртками – своей, оператора, водителя…"
Рядом с "начиточной" нам показали профессиональное место монтажера. Работа кипит на фоне сериала "Локи" (фильмы здесь точно любят, на стенах и дверях много старых постеров), а специалист превращает сырье, которое здесь называют "исходный материал", в готовый новостной продукт.
Каждый день сто лет подряд
В блистательной истории ГТРК "Урал" тема радио является несомненно важной, если не сказать фундаментальной – ведь все началось с первых звуков радиоэфира.

Сегодня ГТРК "Урал" имеет свои эфирные слоты сразу на нескольких радиостанциях. Студий оборудовано две: из первой, более современной и уютной, происходит вещание Радио Маяк и Вести FM, а в другой находится Радио России.
Рядом расположился музей истории радио. Здесь можно проследить эволюцию радиоприёмников, диктофонов, радиопультов и микрофонов. Среди экспонатов также находятся старинные телевизоры и магнитофоны – всё вокруг позволяет проникнуться атмосферой зарождавшейся когда-то информационной эпохи. Практически все предметы собрал журналист Михаил Соломонович Любарский. Он внес огромный вклад в развитие радиовещания на Среднем Урале.

Его голос жители региона впервые услышали ещё в 1960-е. Долгое время Михаил Любарский работал репортёром, а с конца 1980-х занял должность ведущего. До самой своей смерти в 2017 году легендарный радиоведущий продолжал работу у микрофона.
"Телемастера" на все руки
Какое образование требуется для работы на телевидении? Мы задали этот вопрос Кристине Свет-Яковлевой уже буквально на пороге, прощаясь с телерадиокомпанией и ее замечательными сотрудниками. И Кристина Олеговна, улыбнувшись, нас пожурила:
"Что же вы, друзья, стольких людей обошли, а никого об этом не спросили? А ведь это важно. Потому что я, например, окончила журфак УрГУ (в настоящее время УрФУ). А наша ведущая Елена Сандакова по образованию врач-педиатр. А если бы вы спросили у Дениса Петрова, он – айтишник. У всех разные ситуации, но нас объединил здесь интерес к телевизионной и радиожурналистике. У тебя может быть абсолютно любое образование, но, если есть подлинное желание и стремление, ты можешь связать свою жизнь с телевидением или радио".

Кристина Свет-Яковлева

Заместитель директора ГТРК "Урал"

Фото: Личная страница ВК

Посетив ГТРК «Урал», погрузившись в атмосферу производства новостей, начинаешь по-настоящему осознавать сложность работы журналиста. В следующем году главному телеканалу уральской столицы исполнится 70 лет. Это огромный срок, за которым, как мы убедились, стоит кропотливый труд тысяч прекрасных людей, посвятивших профессиональную жизнь Информации и нам – зрителям.
Всеволод Трифонов
26 апреля, 2024
Читайте также:
Главная страница
О нас
2024 "Золотое Сечение"
Made on
Tilda