Про интерес к делам ребенка тоже все понятно, потому что здесь опять же происходит подтверждение собственной идентичности. Если моим опорным значимым взрослым интересно, что я делаю, значит, я интересный, значит, я разносторонний, я - признанный. И это меня очень успокаивает. Это раз. Второй момент. Про дела, которые происходят у ребёнка, можно узнать через правильно организованный, продуманный с точки зрения времени и места, разговор по душам. Ребенок в глубине души, поверьте рассуждает так: это мне интересно, и тебе, мой взрослый, это интересно, и я могу рассказать, как я это проживаю. И здесь — внимание! Важно, чтобы взрослый выслушал с интересом и не спешил выдавать какие-то рекомендации, а именно выслушал те выводы, к которым ребёнок пришёл относительно своих собственных дел. Для подростка это будет маркер, что его дела интересуют значимого для него взрослого. Иногда ты, взрослый, опытный человек, понимаешь, что рассуждения ребёнка усиливают его переживания, либо ведут к каким-то негативным выводам. Но ты даёшь ему возможность самому сделать эти выводы. И вот когда ребенок высказался, иссяк, ты очень аккуратно и вдумчиво просто задаешь ему вопрос: как ты думаешь, как из этого можно выйти? Ребенок что-то по этому скажет. А вы расскажите ему, как бы между делом, что вы лично проживали похожую ситуацию и предложите взглянуть на проблему с другой стороны. То есть ты как бы расширяешь для ребёнка варианты, а не сразу же выдаёшь ему готовое решение. Опять же подчеркну, что у одарённых детей запрос на такую рефлексию глубже, она для них, скажем так, ценнее.
Интересно, что дети поставили в «плюсах» призывы взрослых к совместной деятельности: давай приготовим ужин, сходим в магазин, вместе посмотрим кино. И это как бы противоречит общепринятому мнению, что подростки не хотят что-то делать вместе с родителями. Как показывает практика, подростки действительно избегают поучения и давления со стороны значимых взрослых, но хотят от них все того же признания. И если у значимых взрослых и у ребёнка установлен хороший контакт, они слышат друг друга, то, как правило, совместная деятельность — это именно то желанное признание для подростка со стороны родителя, что, мол, ты взрослый, я тебя таким признаю, и мы вместе можем что-то делать. И подростки пробуют это своё новое состояние. Они порой прямо наслаждаются им. Они любят себя в этом состоянии. И вас любят за то, что вы им это состояние обеспечиваете.