"Война Анны" - фильм-драма Алексея Федорченко (г. Екатеринбург). Лучший российский фильм 2018 года. Хронометраж – 75 минут. Исполнительница главной роли 8-летнаяя Марта Козлова была награждена специальным диплом жюри "Кинотавра" - "За создание пронзительного образа войны глазами ребёнка".
Daniel Kempin - Hungerik dajn kezele
| |
>
"Война Анны" не похож на другие фильмы с военной тематикой. Здесь нет криков, взрывов, нет прощаний перед боем и грубых споров. Здесь в принципе практически нет громких звуков и даже диалогов. Дело в том, что большая часть фильма – это игра в прятки. Не такая, конечно, какая была у нас в детстве. Мы играли на щелбаны (и бегали с красными лбами), на желания (и прохожие слышали, как мы кукарекаем на весь двор), на конфеты (обычно, леденцы). Главной героине такое, увы, недоступно. На дворе у неё 1941 год, а она – еврейка, которая играет в украинском селе в прятки. Со смертью. Впрочем, ее прятки наполнены вполне себе земными, грязными испытаниями. Девочка упрямо проходит каждое, отказываясь быть овцой, послушно идущей на убой, но правила устанавливает здесь не она.
*
Правило №1. Действовать нужно быстро
Немного медлишь – и сразу проигрываешь. Анна только так и спасается: замешкалась бы около комендатуры, и фильм бы снимать не пришлось. Вероятно, она не совсем понимала тогда, что делала, просто следовала инстинкту спрятаться, как мышь прячется от совы в свою норку. Но это не важно – побег в любом случае сработал. Взрослые "совы" в свастиках ее конечно искали, но быстро это дело бросили. С этого момента она как бы пропадает из мира людей. Теперь она живёт в пустом школьном кабинете географии, в неработающем камине. Теперь главное – не умереть от обезвоживания и голода. Теперь скорость – это главное, что нужно Анне. Но не единственное.
Правило №2. Нужно быть внимательной
Истощенная девочка хваталась за каждую возможность поесть. Фото: Кадр из фильма
Как много еды можно найти в обычной сельской школе? А в оккупированной фашистами (которым, конечно, ни в коем случае нельзя попадаться на глаза) школе, используемой в качестве комендатуры? Прямо скажем, не много… И держите в голове, что если пропажу обнаружат и не спишут на крыс, то смерть-таки победит.
Аня знает это лучше всех. Поэтому она замечает то, что ей нужно, везде. Вода? О, она иногда капает сверху, иногда остается в банке для кисточек, часто находится в поддонах для цветочных горшков. Один раз даже остаётся целый тазик воды (дети купали цыплят), и тогда это практически праздник. С едой сложнее. Приходится постоянно глушить голод, жуя корешки книг, питаться кусочками растений (маленькими, чтобы не заметили), а своровать что-то действительно свежее и вкусное получается лишь иногда.
Правило №3. Всегда быть тихой
Диалогов в фильме настолько мало, что имя главной героини мы узнаем только из названия. Причины вполне ясны, объяснения не нужны. Анна от комнаты отделена кирпичами с дырками и зеркалом (с её стороны это просто стекло). Она смотрит через щели на происходящее, но сама участвовать не может. Большинство разговоров вообще на немецком – языке, который она, вероятнее всего, не знает. Зрителю перевод тоже не дают – в этом фильме мы видим только то, что видит Анна, знаем только то, что знает она. Поэтому все события показаны отрывочно. Переходы между сценами – просто тёмный экран, - как смена воспоминаний, могут быть не особо и связаны, но все объединены Аней. Внимание камер сосредоточено крупным планом на интересных ей предметах или на ней самой, на её реакции на происходящее. Фактура съёмки потрясающе передаёт осязаемость предметов, делает кинореальность очень натуральной, несмотря на некоторые фэнтезийные детали, которые я склонна списывать на фантазии девочки – попытку психики защититься от агрессивной внешней среды. За стеклом она действительно видит Алису и Кролика, вот только они в Зазеркалье, а она – в камине. Её сказка гораздо более жестокая. Здесь она скорее Красная Шапочка, у которой нет бабушки, чтобы эту самую шапочку сшить, и её приходится делать из шали, а теплую шубу на зиму – из чучела волка, которое можно найти в кабинете биологии.
Живой взгляд Марты Козловой стал визитной карточкой фильма Фото: Кадр из фильма
Правило №4. Нельзя привязываться
Последний близкий человек закрыл её собой ещё в самом начале фильма, на массовом расстреле. Тогда она выползла из-под чужой плоти, вцепилась в юбку и горько рыдала. Первый момент, когда она так проявляла свои эмоции, с горечью и надрывом. Второй такой был после смерти кошки. Та была единственным Аниным союзником в этом доме – сидела рядом, когда ты отравилась (говорят, кошки лечат), с ней же Аня делилась пищей. Для меня лично оплакивание кошки – самая больная сцена за весь фильм. Но этим она и интересна. Анна оживает, перестает быть упрямой "выживающей" готовой свежевать крыс и есть голубей, самостоятельно находить способы согреться – и становится просто ребёнком. Ребёнком, который потерял друга по своей же вине. Скоро она снова превратится в борца, попытается отравить собаку куском сахара, смоченном в яде. Скоро она воткнёт флажки в территорию Германии (это не символ того, что это действительно случится, это символ несгибаемости надежды этого ребёнка). Скоро прозвучит колыбельная – и фильм закончится.
Прототипом для Ани стала реальная история еврейской девочки Ады. Как и главная героиня, девочка оказалась заложницей обстоятельств и была вынуждена скрываться в таком же камине в маленьком городе Полтавской области. Как сложилась судьба Ани в фильме Федорченко - неизвестно, однако Ада смогла выжить и подарить кинематографу потрясающий сюжет.
Финальная сцена – красивая, но оставляющая действие оборванным. Фильм не для тех, кому не нравятся открытые финалы. Я – одна из них, но фильм мне понравился вопреки этому факту, потому что остальное сделано качественно. Съёмка чёткая даже в ночных сценах. Важную роль в фильме играет освещение: высвечивая Анну, когда ей плохо, красным светом, обычные ночи – синим, ночное празднование Рождества – торжественным сиянием свечей. А вот за зеркалом свет всегда пробивается узорами из щелей, через которые смотрит Анна.
"Война Анны" нисколько не похожа на обычные фильмы о Второй мировой или о Холокосте. Этот – уникальный, что подтвердил мне и Кинопоиск отметкой "Нет похожих фильмов"…