«Я просто играю в потоке музыки»

Интервью с победительницей конкурса «Золотая нота» Анной Каракиной

Фото: uralcult.ru
Фото: uralcult.ru
«Я просто играю в потоке музыки»
Интервью с победительницей конкурса «Золотая нота» Анной Каракиной
Осенью 2025 года в Екатеринбурге с большим успехом прошел V Межрегиональный конкурс инструментального исполнительства «Золотая нота». Его участники — юные музыканты, подающие большие надежды. Накануне гала-концерта, которым традиционно заканчивается этот престижный конкурс, я встретился с победительницей его первого сезона Анной Каракиной. Она ученица восьмого класса Уральской специальной музыкальной школы, стипендиатка фонда Спивакова, обладательница приза зрительских симпатий на ХХIV Международном телевизионном конкурсе «Щелкунчик».
Сложность исполняемых Анной произведений поражает воображение любого слушателя, даже из числа профессиональных музыкантов. Чувства, вкладываемые исполнительницей в каждое произведение, в сочетании с потрясающей техникой не оставляют равнодушным ни одного человека в зале. Конкурс «Золотая нота», по словам самой Анны, во многом заложил основы ее будущего успеха.

*
— В каком возрасте вы впервые подошли к инструменту?

— Поскольку я выросла в музыкальной семье и моя мама — пианистка, музыка окружала меня с детства. Мама всегда брала меня с собой на работу и на концерты. Впервые к инструменту я подошла примерно в три года, а уже в шесть лет я поступила в «десятилетку» на отделение специального фортепиано. Родители не уговаривали меня заниматься музыкой и даже этого не предлагали. Я сама решила стать пианисткой как мама, так как с детства у меня было трепетное отношение к музыке. Я всегда горела желанием учиться и поэтому стала быстро развиваться.
— Многие юные музыканты учат произведение не музыкальными фразами, а просто одну ноту за другой, из-за чего не могут развить навык предслышания. А вы сразу видели музыкальное произведение единой оконченной мыслью?

— Я всегда выбирала произведения, которые интересны мне по содержанию, в которых музыкальные фразы мне понятны и имеют оконченную мысль. Для развития навыка предслышания нужна в первую очередь наслушанность. Нужно больше ходить на концерты и слушать разные варианты исполнения произведения в интернете. Это помогает понять идею произведения, которую закладывал в него композитор.
Анна Каракина с Наталией Голдобиной
Фото: из личного архива Наталии Голдобиной
— То есть получается, что у вас никогда не было проблем с пониманием единой мысли музыкальных произведений?

— Я, к сожалению, не очень помню, какими произведения для меня представали в детстве, но во многом мне всегда помогала преподавательница Наталия Юрьевна Голдобина. Без неё я бы точно не справилась.  С Наталией Юрьевной у меня всегда были очень хорошие отношения, которые сохраняются и поныне. Она меня вдохновляет, часто ездит со мной на концерты и конкурсы, активно участвует в моей музыкальной жизни. Программу мы всегда подбираем совместно. Мне кажется, что с прекрасным педагогом легко построить успешную музыкальную карьеру.
— Всегда ли вам было легко сопоставлять слышимую музыку и нотный текст?

— В детстве, примерно в пять лет, у меня не получалось верно интонировать. Мне было трудно повторить сыгранную мелодию в той же тональности. Я даже считала, что у меня нет музыкального слуха, да и окружающие считали так же. Но когда я пришла учиться в школу, выяснилось, что у меня абсолютный слух, и с записью музыкальных диктантов проблем не было.
— Всегда ли вам было легко учить сложный нотный текст в таком объёме?

— На самом деле главное — разучивать произведения в соответствии со своими возможностями. Развиваться нужно постепенно. Конечно, например, форму некоторых произведений я ещё не знаю, потому что на теоретических предметах мы действительно их ещё не прошли, но это мне не мешает. Я просто играю в потоке музыки. И даже не задумывалась об этом, если честно. Строение произведений — это очень интересно, но иногда можно и без каких-то знаний обойтись.
— Вы сами пишите музыку. В каком возрасте вы начали это делать, и как обычно к вам приходят новые мелодии?

— Мама рассказывала мне, что ещё в раннем детстве я подходила к инструменту и начинала играть какие-то мелодии. Она говорит, что уже тогда это было похоже на настоящую музыку.
Но на самом деле написанием музыки я занимаюсь совсем немного. Я три раза бывала в «Сириусе», первый из которых — три года назад. И там предмет композиции обязателен. Учитывая наш юный возраст, нас не ограничивали правилами классической гармонии. У нас, можно сказать, была полная свобода. В 11 лет я впервые исполнила произведение собственного сочинения. Мелодии часто приходят просто во время прогулки по улице, сами по себе. Мне трудно даже описать, как это происходит.
Момент выступления Анны Каракиной в образовательном центре «Сириус»
— Вы сами пишите музыку. В каком возрасте вы начали это делать, и как обычно к вам приходят новые мелодии?

— Мама рассказывала мне, что ещё в раннем детстве я подходила к инструменту и начинала играть какие-то мелодии. Она говорит, что уже тогда это было похоже на настоящую музыку.
Но на самом деле написанием музыки я занимаюсь совсем немного. Я три раза бывала в «Сириусе», первый из которых — три года назад. И там предмет композиции обязателен. Учитывая наш юный возраст, нас не ограничивали правилами классической гармонии. У нас, можно сказать, была полная свобода. В 11 лет я впервые исполнила произведение собственного сочинения. Мелодии часто приходят просто во время прогулки по улице, сами по себе. Мне трудно даже описать, как это происходит.

Распорядок дня пианистки

— Опишите обычный день пианистки?

— Я думаю, что мои дни проходят как дни обычного школьника, занимающегося музыкой.
В дни, когда у меня нет концертов, просыпаюсь я примерно в девять утра – не так рано, как многие. Иногда у меня уроки английского по утрам, если нет, то я провожу время за инструментом. Уроки примерно с двух часов дня, но с общеобразовательных уроков меня часто забирают, потому что нужно учить большую программу по специальности.
 Я очень люблю проводить время в школе, потому что у нас невероятная музыкальная атмосфера, атмосфера звуков. Часов в восемь вечера я прихожу домой, делаю уроки и занимаюсь, конечно. Я намного больше люблю заниматься по вечерам, а точнее даже ближе к ночи. Я получаю от этого огромное удовольствие. К счастью, инструмент у меня электронный, и я никому не мешаю. В среднем за инструментом я провожу около четырёх часов в день. Многие считают, что пианисты должны проводить за инструментом более пяти часов, но мне кажется, что это индивидуально и во многом зависит от сложности программы. Каждый должен заниматься столько, сколько ему нужно. Главное — это не количество времени, проведённого за инструментом, а качество, продуктивность.
Анна Каракина
— Есть мнение, что студенты вашей спецшколы только и делают, что учатся и никакого времени на личную жизнь у них нет. Это правда?

— На самом деле я успеваю и общаться с друзьями, и проводить время с семьёй. Можно сказать, что в моём случае этот стереотип разбивается. Хотя, конечно, иногда приходится чем-то жертвовать, какими-то уроками, например. Музыкантам вообще трудно распределять своё время, чтобы всё успеть. Но в целом у меня даже отдыхать получается.

— Когда я участвовала в этом конкурсе, мне было десять лет. На тот момент у меня был скромный опыт в очных творческих состязаниях. Эмоции были очень яркие, потому что время в «Таватуе» я провела вместе со своими одноклассницами и близкими подругами.
Мне было очень интересно и волнительно, потому что я играла достаточно большую и сложную для меня на тот момент программу.
Я была очень довольна результатом, и в целом этот конкурс стал для меня ценным опытом.
Уже несколько лет подряд я выступаю на открытии «Золотой ноты», также я попробовала себя и в роли ведущей прослушиваний. В общем, этот конкурс даёт очень большое количество возможностей. Мне очень интересно наблюдать за тем, как он развивается и процветает.
— Чем вам запомнился конкурс «Золотая нота»?
— Что бы вы посоветовали новым участникам конкурса «Золотая нота»?

— Важно помнить, что при выступлении на конкурсе главное — это не оценка жюри и не то место, которое присудили. Важно выполнить задачу, которую вы ставите себе для того, чтобы набраться опыта. У меня бывало так, что я, даже получая первое место, не была довольна собой. Я лично не настраиваю себя на лауреатство, а стремлюсь сыграть так, как хотелось бы мне. Награды не должны быть на первом плане. В этом я абсолютно убеждена.
27 декабря, 2025
Читайте также:
2025 "Золотое Сечение"
Made on
Tilda