— В чем разница между дешевым и дорогим музыкальным инструментом?
— Отличие, на самом деле, колоссальное. Оно заключается в удобстве игры. Исполнитель на духовых инструментах задействует свой физический ресурс и дыхание, и если инструмент не «кроет», как мы говорим, то музыканту приходится прилагать больше усилий. Приходится думать не о том, как красиво исполнить музыку, а о том, как ее вообще исполнить стройно, чтобы звук взялся, чтобы нигде механика не гремела.
Но как-то в Санкт-Петербургской детской школе искусств имени М.И. Глинки проводился круглый стол преподавателей со всей России. Там один очень известный исполнитель поставил в ряд кларнеты, начиная от 30–50 тысяч рублей и заканчивая инструментом за два миллиона. На каждом кларнете он исполнил одну музыкальную фразу. И что бы вы подумали? Заметна разница, только когда мы берем инструмент за 50 тысяч и за полмиллиона. Но когда мы сравниваем кларнеты за 300 и за 600 тысяч, я, как кларнетист, разницы в 300 тысяч не слышу. Хороший исполнитель может взять недорогой инструмент, пойти в Мариинский театр, отыграть спектакль, и никто ничего не заметит. Многое очень зависит от исполнительского аппарата. Очень много тонкостей, это целый мир.