Фото: Sochisirius.ru
Касаться струн души цены
Должен ли музыкант быть голодным?
Что человеку нужно для того, чтобы стать профессиональным музыкантом? Талант? Безусловно. Годы тренировок? Разумеется! Однако, дар и навык — это далеко не все, чем должен обладать настоящий музыкант. Как фотографу нужна камера, а художнику — краски и мольберт, так и исполнитель не может обойтись без своей скрипки, трубы, флейты или другого музыкального инструмента.
Это — его хлеб. Так сколько же он стоит? Как показала экспозиция в «Сириусе», совсем немало.
В честь финала Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» 7 апреля в Сириусе открылась выставка музыкальных инструментов от официальных партнеров проекта — Дома скрипки «Scroll Fine Instruments» и музыкального ателье «Доценко и Ко». Первая экспозиция располагается прямо на входе в среднюю специальную музыкальную школу «Сириус», где и проходил заключительный этап конкурса.
Фото: Sochisirius.ru, Телеграм-канал Дома скрипки «Scroll Fine Instruments»
Как настоящие произведения искусства, на пьедесталах под прозрачными колпаками размещены уникальные инструменты струнно-смычковой группы, сделанные российскими мастерами с 1911 года до наших дней. Самой «возрастной» здесь можно назвать скрипку «Чародейку» от Анатолия Лемана (третье фото) — в этом году ей исполнилось 114 лет. О истории «долгожительницы» владелец Дома скрипки «Scroll» Георгий Левинов рассказывает так:
Как и сегодня, во времена Лемана профессиональные музыканты находились во власти стереотипа, что играть нужно на инструментах с историей, старинных итальянских мастеров. Это огорчало Лемана. Преимущественно его инструменты приобретали офицеры, графы, князья, любители-меломаны — кто угодно, кроме профессиональных музыкантов. «Чародейка» стала одним из немногих инструментов, первым собственником которого стал профессиональный музыкант, концертмейстер Придворного оркестра Петербургской капеллы. Звучит «Чародейка» божественно, не хуже любого Страдивари»

Георгий Левинов
Директор
Дома скрипки «Scroll Fine Instruments»
Забавно, что сейчас уже «Чародейка» воспринимается нами, как старинный инструмент с богатой историей. Однако на экспозиции представлены работы и современных мастеров, таких как Юрий Почекин и Николай Стасов. На их музыкальных инструментах играют ведущие симфонические оркестры Москвы и Санкт-Петербурга, возможно, потому что только они и могут позволить себе приобрести инструменты такого уровня (например, одна скрипка Николая Стасова может стоить от 700 000 рублей и более).
Чуть дальше от скрипок установлена следующая часть выставки — экспозиция духовых инструментов от музыкального ателье «Доценко и Ко». Пусть она занимает меньше пространства, чем предыдущие экспонаты, работ на ней представлено ничуть не меньше. Аккуратным рядом вдоль стены построены кларнеты, причем без прозрачных коробок и прочих защитных конструкций. Музыкальное ателье предлагает всем посетителям выставки не только полюбоваться на красивые инструменты, но и сыграть на них!
(Не)любой желающий может приобрести себе понравившуюся флейту или валторну, только для этого придется вновь посмотреть на их ценники (которые, благо, не установлены на самой выставке). Почему же музыкальные инструменты стоят так дорого? Об этом нам удалось поговорить с специалистом по духовым инструментам «Доценко и Ко» Вячеславом Скрипачевым.

— Что влияет на цену музыкального инструмента?
— Первое, что важно — это материал, из которого он создается: будет это качественный нейзильбер (сплав меди, никеля и цинка, — Прим. ред.) или же какой-то иной материал. Второе — кто собирал инструмент: был ли это квалифицированный мастер, соблюдал ли он все допуски, понимал ли, как работать с гренадилом (африканским черным деревом, самым дорогим в мире, — Прим. ред.), например. Ну и третье — это маркетинг, бренд. Если это «Yamaha», то извините, доплатите 100 тысяч. Хороший духовой инструмент не может стоить дешево, к сожалению. К тому же, чаще всего, изготовление инструмента — это именно ручная работа.
— В чем разница между дешевым и дорогим музыкальным инструментом?
— Отличие, на самом деле, колоссальное. Оно заключается в удобстве игры. Исполнитель на духовых инструментах задействует свой физический ресурс и дыхание, и если инструмент не «кроет», как мы говорим, то музыканту приходится прилагать больше усилий. Приходится думать не о том, как красиво исполнить музыку, а о том, как ее вообще исполнить стройно, чтобы звук взялся, чтобы нигде механика не гремела.

Но как-то в Санкт-Петербургской детской школе искусств имени М.И. Глинки проводился круглый стол преподавателей со всей России. Там один очень известный исполнитель поставил в ряд кларнеты, начиная от 30–50 тысяч рублей и заканчивая инструментом за два миллиона. На каждом кларнете он исполнил одну музыкальную фразу. И что бы вы подумали? Заметна разница, только когда мы берем инструмент за 50 тысяч и за полмиллиона. Но когда мы сравниваем кларнеты за 300 и за 600 тысяч, я, как кларнетист, разницы в 300 тысяч не слышу. Хороший исполнитель может взять недорогой инструмент, пойти в Мариинский театр, отыграть спектакль, и никто ничего не заметит. Многое очень зависит от исполнительского аппарата. Очень много тонкостей, это целый мир.
А что же делать начинающему музыканту, если у него нет возможности взять дорогой инструмент?
У нас есть такая программа — «Первый инструмент». Это начальный сегмент, самые дешевые инструменты. Мы заранее предупреждаем, что они подходят только на первый, максимум второй год, чтобы ребенок и родители поняли, будут ли они в дальнейшем заниматься музыкой и нужно ли им покупать инструмент за 100 или же 150 тысяч. Я призываю к тому, чтобы музыканты сами с малого возраста разбирались, что такое хорошо, и что такое плохо, невзирая на то, что написано на корпусе инструмента. Написать можно все, что угодно.

Отнюдь не цена инструмента делает человека музыкантом. Вспомним историю великого Никколо Паганини: даже когда на его скрипке во время выступлений рвались струны, он продолжал играть несмотря н на что. К счастью, XVIII век остался в прошлом, и сегодня у юных дарований гораздо больше возможностей, чем может показаться на первый взгляд. Теперь качественный музыкальный инструмент может приобрести не только сын богатого дворянина, но и талантливый подросток из глубинки. Как же это возможно? Есть множество благотворительных фондов, которые помогают молодым музыкантам раскрыть себя и поделиться своим творчеством с миром. Вот лишь некоторые из них:
Выставка музыкальных инструментов в Сириусе закроется после окончания конкурса «Созвездие». Её экспонаты перестанут томиться в прозрачных коробках и вскоре зазвучат в руках новых дарований. Может, среди них будешь и ты?

Варвара Звонарева для Telegram-канала «Зеленая лампа»

Made on
Tilda